Анализировать, объяснять Куен нелегко, особенно трудно осуществить желание передать его совершенный дух, тем более, если учесть, что же­лание, обычно, субъективно и часто исходит от одной из сторон.

Я помню предисловие к одной книге о Каратэ, а котором автор — учитель писал: «Лучший метод обучения -- вовсе не иметь столкновений. Надо уметь своим спокойствием победить конфликт — это самый надеж­ный вариант защиты.» В этих словах разумная я очень простая истина гармонии Вселенной. Учиться искусству борьбы нельзя просто «руками и ногами» или способом насилия. В древности люди занимались этим для защиты себя и других.

Дьявол, живущий и каждом человеке, будет бессилен перед упорством и волей в закаливании характера.

Спокойствие, стремление к добру и справедливости являются важней­шим содержанием в учебе искусству борьбы.

Сейчас соревнование в современных видах спорта проходят под лозунгом “Fair р1ay” и это свидетельство высокого развития культуры человека, что даже важнее успеха.

Во втором томе книга а хочу более углубленно изложить не только проблему боевого искусства, но и основную идею, которая поможет зани­мающимся уловить смысл духе Куен, заключающийся в его движениях, разнообразности, чуткости.

От всей души благодарю за всестороннюю помощь, оказанную мне руководством Госкомитета спорта, Гор комитетаг. Ханоя, мастеров боевого искусства за высказанные замечания.

Буду благодарен читателем за высказанные замечания и советы.

Профессор Нго Суан Бинь

ГЛАВА I          КУЕН

                                                                              Что такое Куен?

Куен — это творчество, это умение найти во Вселенной нужное и приемлемое, это искусство превращений.

«Всякое существо сильно своими индивидуальными качествами, кото­рые способствуют восприятию и излучению энергии, превращению и существованию».

Основываясь на этой идее, люди с давних времен наблюдали за при­родой, наблюдали за животными, перенимали их повадки, считая своими учителями.

Гибкость и прочность лианы, острие отсеченной поверхности бамбука, быстрота к ловкость обезьяны, гибкость и пластичность змеи, спокойствие и устойчивость медведе. Сила и смелость тигра и слона, мягкость м гра­циозность кошки, пластичность змеи, неопределенность облака, стреми­тельность ветра, неподвижность горы — все это соединяется в Кхи (энер­гии), Ам-Зыонг (Инь и Янь), образует Вселенную и направлено в человека.

Когда мастера объясняют, что такое Куен, они говорят: «Небо и земля имеют все, надо только отворить двери своего сознания, понять, поставить на свое место». На первый взгляд такое объяснение кажется слиш­ком абстрактным, непонятным, но если хорошо вдуматься, нельзя не согласиться с ним. В детстве я понимал Куен как последовательность непрерывных движений, приемов, ударов, рационально сочетающихся друг с другом м со держащих в себе подход к отработке мастерства.

Куен имеют различные направления:

— оздоровительное, или медицинское (Куен-зыонг-шинь);

— подражания (Куен-ньяй-конг);

— внешнее (Куен-нгоай-конг);

--- для парных упражнений (Куен-зиао-фап);

--- для развития интуиции (И-змак);

— с оружием

 —особое

 Из-за ограниченных размеров книги будут излагаться только основные черты, анализирующие понятия о Куен, как руководство к трениров­кам. В этом томе будет детально рассказано о нескольких Куен направлениях Куен-ньяй-конг.

Любая школа в своей системе упражнений имеет различные Куен «подражания», которые являются оригинальными древними методами тренировок. Например, китайские стили «дракон», «тигр». «черепаха» школы Шаолинь или 5 форм школы Винчун. Главной идеей китайской школы Удан является идея даосизма м конфуцианства, которая основана на тео­рии Инь и Янь и рассматривает все явления мира соответствующим образом.

Сами названия наших Куен: «Куен тигра», «Куен змеи», «Куен тан­цующего облака», «Куен обезьяны», отражают, смысл Куен «отражения» школы Нят-нам.

В выступлениях мастеров боевого искусства можно наблюдать множество движений, характерных для животных (захваты тигра, гибкое скольжение змеи, ловкие увертки обезьяны), которые на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле в течение долгих лет поколениями мастеров эти движения вы­бирались, систематизировались и шлифовались, чтобы стать «своими». Идея «отражение» есть выражение любви к природе, желания самосовершенствова­ния, она является сутью любви и культуры человека. В современной науке существует направление, которое называется «Биологическое отражение», рас­сматривающее и изучающее явления природы в приложении к человеку как частичке этой природы. «Повторение», в понимании мастеров Востока, это не формальное копирование каких-то движений, явлений, это умение управлять своей жизненной энергией до степени полного слияния с природой, когда мик­рокосмос растворяется в макрокосмосе и наоборот.

Первым этапом «подражания» является формальное повторение, затем человек устремляет взор внутрь себя, в свой духовный мир, преодолевая трудности на этом пути, творчески совершенствуется, постигает мир, а зна­чит становится его хозяином. Шагая по тернистой дороге постижения самого себя и окружающего мира, человек сближается с природой: дышит воздухом земли, наслаждается красотой и величием неба, ходит босиком по земле, пи­тается ее дарами, пьет воду из реки, лечится травами. Это все так естественно и просто, как сама природа. Но осознать, понять и прочувствовать глубину и суть этой простоты может только мудрец. Старые мастера в ме­тодике тренировки мастерства использовали в какой-то степени элементы мистики, магии и гипноза. Но, конечно, главную роль в достижении мастер­ства, в постижении великой мудрости единства всего сущего играет вера че­ловека в могущественную и таинственную силу неба и матери-земли.

Многие видят в медитации только ее внешнюю сторону, а поэтому она им кажется чем-то мистическим. Медитация — это достижение внут­ренней гармонии, это величайшая концентрация воли, это высшее мас­терство, которого может достичь только •гот, кто понимает истину едине­ния земли и неба. Ровная циркуляция внутренней энергии Кхи в системе энергетических каналов, урегулирование внутренних движений, уравновешивание соотношений между органами — это процессы, играющие глав­ную роль в сохранении гармонии духа к тела, а значит здоровья челове­ка. На этом понятии и базируется принцип лечения в восточной медицине .Организм человека имеет способность самовосстанавливаться, и роль врача заключается в том, чтобы дать ему эту возможность, отрегу­лировав процесс движения потока Кхи, т. е. аккумулировать внутреннюю энергию в нужную часть тела или орган, где-то ее увеличить, где-то уменьшить, чтобы достичь равновесия в организме. Это приводит к ровному движению Кхи, и таким образом побеждается болезнь. В процессе психологического лечение или медитации, что близко к самовнушению, в организме обнаруживаются таинственные силы, возникновение которых невозможно объяснить современными законами физики. Сейчас это обще' признанный факт.

Еще одну черту следует подчеркнуть в «подражании». Это результат долгой практической «шлифовки» и избирательности, а не простая копня. Сильное и быстрое побеждает, оптимальное и рациональное остаётся и развивается. В многовековой истории войн одни государства одерживали победу над другими, благодаря своей «природной» силе. Эта несправедли­вость рождает активное желание самосовершенствоваться. Таким обра­зом, боевое искусство существовало как секретное и драгоценное оружие, передаваемое из поколения в поколение, постепенно совершенствуясь и приобретая для каждого народа свои характерные особенности. Например, .самурайство японцев, благородство европейской аристократии, справедливость и героизм китайцев. Главными чертами вьетнамского народа являются патриотизм, гордость, свободолюбие и независимость. Это и есть причина победы вьетнамского народа в борьбе против иностранных агрессоров .Оригинальной чертой характера вьетнамцев является боевой дух и любовь к боевому искусству.

Мне очень жаль тех, кто, занимаясь долгие годы восточным Куен, культивирует его только как чистый вид спорта. Куен сложен, он указы­вает Дао (Путь) совершенствования личности. В Куен есть Душа, дух, форма и сущность движение Кхи. Чтобы совершить далекий пуп.. надо взять с собой все необходимое. Тренировка Куен должна стать привычкой - обыденной и естественной, в которой мышление и действие слиты воедино, а руки и ноги развиты н подвижны: «руки м ноге, когда вытянуты, достигают бесконечности, когда согнуты — охватывают Вселенную». При выполнении Куен человек находится в духовном полете, дух его бодр и стремится к добру к человечности, избавляясь от злых мыслей и дурных поступков. У каждого есть тайное желание — однажды утром проснуться совершенным, но такое желание невыполнимо без постоянной, длительной и упорной работы над собой.

Нелегко понять скрытую сторону Куен, когда в жесткости скрывается мягкость, в статике — движение, в плавности и пластичности — сильный и неравномерный поток (то «удлинение»,то «сокращение»), различие и, в то же время, единство составляют главный принцип противоположностей.

Так что Куен для людей Востока является искусством движения, гар­монично сочетающим силу, ловкость, пластичность, выносливость в едином неделимом ритме, что рождает гармонию между человеком и природой. Куен формирует очищенный дух, доброжелательные мысли, любовь к людям.

На рис.1 изображено «превращение» Куен ~ несколько окружностей с общим  центром символизируют распространение и, в то же время, единство Куен.Три этапа ~ статика, распространение и слияние — отражают закон движения «единого» (Великий предел).

Рис. 1

На Рис.2 изображено единство и противоположность двух начал Инь к Янь: Инь противопоставлен Янь, Янь противопоставлен Инь и Инь охва­тывает Янь. Это выражает анализ и применение Куен, которые более под­робно будут изложены дальше.

Рис. 2

Сознание Куен. Анализ техники применения Куен.

Понимание о Куен должно исходить из его духовной идеи, которая выражается а гармонии движения по разнообразным траекториям. Трудно достичь желаемых успехов, если не отличать специфику тренировки Куен от других видов тренировок. Кроме того, метод тренировки Куен требует от занимающегося еще и личного подхода, старания, воли, способности понять и решать в каждой конкретной ситуации.

Человек считает себя естественным существом в природе, он открыва­ет «дверь своей души», чтобы мог войти ветер; с голой головой и босиком ходит по земле, спит на воздухе, возвращается к природе в сливается с ней. Таким он и должен быть, когда тренирует Куен.

Когда я беседовал со старшими о таком понятии, как физическая си­ла, то часто слышал такие интересные выражения: «вода обтекает ка­мень», «ветер не ломает камыш», потому что они легко изменяют свою форму под действием силы, как бы «уступают» ей. Или еще: «сколько не стучи палкой по барабану — не испортишь, но как легко уколет его маленькая игла.

В провинции Тхань-Нгэ я наблюдал очень интересный случай, когда парень, пользуясь лишь мелкими ветками бамбука, легко отбивал стрелы, непрерывно летящие в нею из четырех луков. Один старик мне объяснил:

«Внезапная сила имеет большой потенциал, как брошенная веревке с привязанным к ней камнем».

В Куен мягкость и жесткость надо понимать как отражение в воде двух различных предметов, сливающихся только тогда, когда вода неспо­койна.  Сознание Куен должно быть очень подвижно и рационально, подобно тому, как отдельные звуки в руках опытного музыканте складываются в прекрасную мелодию. Каждая тактика: жесткость против жесткости, мягкость против жест­кости, перемещение тела для «приема» силы, отклонение для контратаки — требует тщательной отработки. Таким образом, каждый Куен имеет свой неповторимый характер, свою специфику. Нельзя необдуманно изме­нять порядок движений, только строгая последовательность действий создает совершенный Куен.

В Куен, где основная тактика — «жесткость против жесткости», тре­буются скорость, точность, жесткие прочные стойки, сильные удары, быстрое чередование приемов. При этом занимающемуся не обязательно быть гибким, ловким, чувствительным. В других Куен, где основная тактика — «чистая жесткость», занимающемуся требуются смелость и упор­ство, а также точное выполнение всех требований к упражнениям. В Ку­ен, где основная тактика — «мягкость против жесткости» (переход мягкости в жесткость, жесткости в мягкость, т.е. чередование мягкости к жесткости), требования совсем иные. Кроме необходимой соответствую­щей формы стойки, положения рук, более важным являются чувствитель­ность к прикосновению, интуиция, чувство скорости, направление удара противника для его отведения и максимального использование для контратаки.

  Поэтому тренировка Куен «мягкого стиля» требует от занимающегося большой чувствительности, умения представить удар и, в зависимости от ситуации, войти в нужный образ: тигра, змеи, обезьяны. Тело становится податливым, подвижным, способным легко выполнять трудные движения по сложным траекториям. В первое время тренировка этого стиля  кажется трудной, неясной но с каждым днем, побеждая  лень м нетерпение, преодолевая трудности, познавая научную и прикладную сторону этого Куен, знакомясь с применением техники, основанной на сложных перемещениях тела с применением скольжения, поворотов, разнообразных ударов руками и ногами, вы научитесь воспринимать силу противника для достиже­ния своей цели. Осознав это, вы откроете для себя новый увлекательный мир, полный света и радостной духовной жизни. Эта радость имеет и об­щественное значение, так как помогает многим в их Трудной и безысход­ной жизни найти спасительный выход и открыть свою душу для нового восприятия мира.

Изучив другие вьетнамские школы боевого искусства, особенно через Куен, я могу утверждать, что наши виды боевого искусства имеют свои специфические особенности. Например, техники Вуот-ти-ньян, Ванг-кот-тан, Ва-ха-бан из района Иэн-тхэ, благодаря накапливаемому веками опыту, могут успешно противостоять таким приемам китайского ушу, как «длинный меч», «длинное копье», «длинный кулак» или техникам Ланг-са-во, Ном-уп из районов Тхай-Бинь и Нга-Ан.

Если рассматривать разнообразные виды старинного оружия наших предков и сравнивать их с оружием китайских мастеров, то нетрудно за­метить отличия и