Приложение. Зыонг-там-зя-фап (упражнение внутренней энергии) Часть II
Тренировка дыхания Кхи-конг, Ной-конг (мастерство внутренней энергии) играет большую роль в оздоровлении человека как физически, так и духовно. Она поддерживает его здоровье, силы, развивает выносливость, ум, помогает сохранять спокойствие и бодрость.
Для любого спортсмена, особенно бойца, тренировка дыхания, так называемое "умение дышать", является особой формой тренировки психологии. Такие тренировки способствуют развитию духовных качеств бойца, совершенствованию его мастерства. Следует отметить, что тренировки дыхания помогают научиться рационально использовать свои силы, свой потенциал как на тренировках, так и на соревнованиях. Кроме того, они помогают снять внутреннее напряжение, которое во многих случаях является главной причиной всех неудач.
Тренировка дыхания в понимании Кхи-конг очень трудна, так как этот метод тренировок довольно необычен и требует много времени.
В первом томе книги (Зыонг-там-зя-фап ч.1) я писал: "Невозможно сразу почувствовать внутреннюю энергию, невозможно сразу предвидеть результат владения ею. Для достижения успеха необходимо время. Если вы тренируетесь один год, то у вас будет результат тренировок одного года, если пять лет пяти лет, десять лет - десяти лет и т.д.." Тем самым я хочу подчеркнуть важную роль времени.
Для того, чтобы достигнуть больших успехов в тренировке упражнений расслабления и всех этапов тренировки внутренней энергии, требуется большое упорство, воля, концентрация внимания, которые помогают победить самого себя.
В своей книге "Метод Зыонг-шинь ("Оздоровительный метод'*) доктор Нгуен Ван Хыонг писал: "В древности говорили, что тренировка внутренней энергии требует соблюдения трех единых принципов, трех внутренних сущностей: души и мысли в единстве, мысли и Кхи в единстве. Кхи и силы в единстве. Единство между душой и мыслью необходимо для концентрации внимания на своем деле, единство мысли и Кхи способствует урегулированию Кхи путем наблюдения за Дыханием, только единство Кхи и силы дает конечный результат. Старики считают, что в тренировке дыхания должна быть полная концентрация мыслей. Чем лучше умеешь концентрировать мысли на дыхании, тем лучше слушается в расслабляется тело. В восточной медицине различие между статикой и движением сводится к пониманию правильного дыхания: в дыхательных упражнениях должна быть статика других органов (расслабление тела). Поговорим о взаимосвязанной работе нервной системы в циркуляции крови. Большую часть времени нервы находятся в напряженном состоянии, что вызвано движением. Необходимо уметь сохранять их спокойствие. Если же кровь плохо циркулирует, нужно уметь ввести нервы в движение."
Я вспомнил об этом для того, чтобы в очередной раз призвать всех занимающихся боевым искусством к упорвным тренировкам, чтобы вселить веру в этот метод тренировок.
Известно, что каждая школа имеет свои формы и секреты - 188 тренировок, но у всех одна цель. Я хочу пожелать каждому отнимающемуся крепкого здоровья, силы воли, подвижности, бодрости и человеколюбия.
Упражнение расслабления.
Положение I.
Из исходного положения спя, ноги на ширине плеч, руки в форме Тай-дао сложены вверх ладонями друг над другом (левая снизу) и находятся на уровне нижней части живота (рис.1)
Рис.1
Постепенно поворачивать лицо вверх, одновременно подаимая обе руки через стороны вверх до тех пор, пока ые части кистей рук не соприкоснутся друг с другом (рис.2).
Рис.2
Положение 2.
Из конечного
положения медленно опустить
руки • вернуться в исходное
положение (рис.1).
Положение 3.
Из исходного положения медленно отвести руки на уровень талии, руки принимают форму Тай-чао, как бы преодолевая сопротивление воздуха, вытянуть руки вперед к одновременно опустить тело ввяз. В конечном положении руки максимально вытянуты вперед, параллельны друг другу, бедра параллельны земле, спина прямая и перпендикулярна земле (рис.3).
Рис.3
Положение 4.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное положение (рис.1).
Положение 5
Из исходного положения, так же, как и в предыдущем упражнении, медленно отвести руки в форме Тай-чао на уровень талии, прогнуть тело назад и ооноаременно медленно, как бы отталкивая воздух, опустить руки вниз. Следует заметить, что в этом упражнении ноги максимально напряжены и выпрямлены (рис 4).
Рис.4
Положение 6
Из конечного положения медленно вернуться в исходное положение (рис.1).
Положение 7.
Из исходного полажен— медленно отвести руки в форме Тай-чао на уровень талии, повернуть корпус, шагнуть левой влево, вытянуть руки влево, как бы преодолевая сопротивление воздуха, вес тела перенести на левую ногу, корпус опустить низко над землей (рис.5).
рис.5
Положение 8.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное положение (рис.1).
Положение 9.
Из исходного положения выполнить движение, аналогичное описанному выше, но в противоположную сторону, вправо.(рис.5)
Положение 10.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное положение (рис.1).
Все эти движения следует повторять с начала и до конца не один раз, но если Вам больше нравится выполнять сразу не весь комплекс, а по положениям, можете тренироваться в таком порядке, как вам угодно. Желательно заниматься этими упражнениями утром или вечером перед сном. Кроме того, их хорошо выполнять после работы, в конце тренировки.
Дыхание. Вдох выполняется для нечетных этапов, выдох для четных. Глубокое дыхание выполняется с участием живота (вдох " носом, выдох • ртом). При этом время вдоха н выдоха одинаковое и совпадает с движениями каждого этапа.
Это упражнение формально является упражнением на расслабление в сочетании с движениями. Для тех. кто серьезно тренирует внутреннюю энергию (Ной-конг) , это упражнение имеет более глубокий смысл. Оно является базовым упражнением подготовки естественных положений для ведения Кхи. Это первый этап мысленного процесса ведения Кхи.
Зыонг-там-зя-фап (часть П).
Этнап1.
Процесс вдоха. Выполняется аналогично первому этапу 1-ой части этого упражнения (см.1 том).
В положении сидя концентрируем всю Кхи в точке Дан - диен , но, в отличии от первого этапа,после этого надо мысленно не вести поток Кхи к горлу, а разделить его на две части и вести их вверх к рукам, чтобы затем излучать энергию из ладоней.
Процесс выдоха. После излучения энергии из ладоней,собрать ее точке Дан –диен и только затем выполнить выдох. (С процессом выдоха вы уже знакомились в 1 томе книги.)
После длительного процесса тренировок могут возникнуть следующие ощущение:
— "горят" ладони;
— во время ведения Кхи по рукам они слегка колеблются, как бы "отскакивая" от колен,
— ощущаются уколы в точках Тхиен-чи, Лао-кунг, Чунг-сунг. Кода вы достигните определенной степени работы внутренней энергии, руки станут более чувствительными, "руки видят", увеличение чувствительности рук способствует гибкости и подвижности движений, увеличивается сила удара ври касания. Чтобы достичь такого результата, необходимо тренироваться в течение одного двух лет.
Этапа 2.
Этот этап можно тренировать параллельно с первым этапом. Процессы вдоха и выдоха выполняются аналогично первому этапу, но, в отличие от него, поток Кхи проводится не по рукам, а по ногам и излучается из ступней.
После длительного процесса тренировок (от 1 до 2 лет) могут наблюдаться следующие явления:
— ступни горят
— ноги слегка колеблются, ступня как бы отскакивает от земли;
--- болезненные уколы в точках Кхук-кот, Там-ам-зиао, Зунг-туен. Когда вы достигните определенной степени работы внутренней энергии, ноги станут более чувствительными и управляемыми, увеличится сила удара, движения ног становятся разнообразными и подвижными.
Достигнув таких результатов в тренировке первого и второго этапов, можно переходить к следующим этапам, третьему в четвертому.
Этап 3.1 Процесс вдоха. Аналогичен процессу вдоха на первом этапе, но в отличии от его,Кхи не излучается, а максимально концентрируется в ладонях, после чего руками в форме «Тай-чао» мгновенно выполняется удар Шонг-чик-чао.
Процесс выдоха. Руки уки вернуть в исходное положение и выполнить процесс выдоха аналогично выдоху на первом этапе.
После долгого процесса тренировок могут наблюдаться следующие ощущения
—большой источник силы потока внутренней энергии в руках;
—сила удара сосредоточена как-бы на расстоянии от ладони;
—верхняя часть головы "опухает";
Тхиеу-тхы-онг, Тхиеу-фу, Там-зиан, — «прохождение энергии в точках Тхиен-тинь, Кхук-чи, Ньи-зиан, Зик-мон.
Достижение такой степени работы внутренней энергии уже является серьезным результатом, так как это "переходной этап" на пути к настоящей тренировке внутренней энергии, к тренировке "внутренней" части Кхи (Чунг-ной). До этого этапа проходила тренировка "внешней " части Кхи (Шо-ной).
Этип 4.
В системе упражнений Зыонг-там-зя-фап этот этап является наиболее трудным и требует много времени.
Процесс вдоха. Аналогичен процессу вдоха на втором этапе, но в отличии от него, Кхи не излучается, а максимально концентрируется в ступнях, после чего ногами вперед следует удар Лой-чик-кыок.
Процесс выдоха. Возвращаемся в исходное положение и выполняем процесс выдоха, как на предыдущих этапах.
После долгих тренировок могут возникнуть следующие ощущения:
—большой источник силы потока внутренней энергии в ногах;
— сила удара сосредоточена как бы на расстоянии от ступней;
—«прохожление» энергии в точках Ла-доай, Ан-бак, Дай-до, Кхиен-ан, Тьи-ан.
Общие замечания.
Не стоит спешить приступать ко второй части тренировки, если недостаточно тренировались на всех этапах первое части тренировки Зыонг-там-зя-фап, так как поспешность не дает желаемого результата и даже может нанести вред организму.
В процессе тренировки необходимо сохранять полное спокойствие, обязательным требованием является расслабление тела и концентрация мысли.
Необходимо тренироваться каждый день минимум в течение часа.
Место, в котором проводятся тренировки, должно быть хорошо проветрено, должна сохраняться дружеская атмосфера.
Если в процессе тренировки ощущаются болевые уколы в выше указанных точках, значит тренировка результативна. Необходимо терпеливо перенести боль. Обычно такие явления наблюдаются в период восьми -девяти месяцев тренировок в течение одного или двух дней.
Желаю вам успехов
Профессор Нго Суан Бинь
Перевод мастера Чан Фу Кы