ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ. |
Отличительные особенности борьбы Нят-нам проявляются в философском учении, выражающем сложившиеся веками методологические принципы:
— добиваться качества, не гнаться за количеством;
— понимать многое, отрабатывать конкретное;
— постигать суть, а не форму, овладевая формой, помнить, что оболочка — лишь вместилище ядра;
— воля и дух нужнее рассуждений;
— сознание рождает действие.
Именно поэтому в защите или в атаке бойцы Нят-нам используют "качество против количества "."ловкость против силы", "осторожность против риска".
Следуя глубокому пониманию этих принципов, в тренировках боец должен уделять внимание всем разделам техники — от ударов руками и ногами до техники перемещения, от техники тренировки в паре до тактических решений и т.д. И все это для того, чтобы достигнуть степени "Ку-ен-биен", "Тхан-куен" (высочайшего мастерства), при котором один прием содержит в себе тысячи других, а тысячи приемов могут быть сведены к одному. На таком уровне уже нет различия между атакой и защитой, мягкостью и жесткостью, потому что каждое движение изначально уже включает в себя эти качества.
Главным для школы Нят-нам, в первую очередь, всегда была эффективность приемов, когда теряет смысл деление их на плохие и хорошие, поскольку любой из них включает в себя и сильные, и слабые стороны. Гораздо важнее понять, как их использовать, в какой момент и с какой дистанции.
Как следует из вышесказанного, тренировки Нят-нам проводятся на основании следующих методологических способов:
— сначала закали волю и дух, потом учись мастерству;
— сначала научись сознавать, потом действовать;
— чтобы защищаться, надо хорошо понимать атаку;
— чтобы атаковать, надо уметь хорошо защищаться;
—умение защищаться и атаковать — гарантия победы. Занятия в школе Нят-нам строятся по обширной, научно обоснованной системе упражнений, следующих друг за другом по принципу нарастающей сложности, с учетом постоянной отработки каждого приема, от его
выполнения "начерно" до свободного владения им, и, наконец, до тех вершин, когда сознание и тело слиты воедино.
Ниже более подробно изложены основные принципы и методы древнего учения.
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Добиваться качества, не гнаться за количеством.
Этот принцип предполагает постижение самой сути учения, как говорится; "копаешь долго -найдешь многое", "прочно закладывать -крепко стоять", то есть ничего не делать наспех, напоказ, хвастая количеством сделанного.
Изучение борьбы требует глубокого понимания сущности каждого движения, приема до тех пор, пока они не станут простыми — "есть, но нет;
нет, но есть".
Мой учитель часто рассказывал такую историю:
"Один юноша отправился на поиски учителя боевых искусств. Встретив мастера, известного своим талантом и знанием особых приемов, он обратился к нему с просьбой:
— Учитель, прошу вас принять меня в ученики на три года.
— Нет, — ответил холодно учитель, — я не буду тебя учить.
— Учитель, возьмите меня в ученики на десять лет.
— Нет.
— Тогда возьмите меня учеником на всю жизнь.
— Хорошо, я возьму тебя, сынок, — согласился учитель. Помню, мне и тогда понравился этот несколько странный рассказ, но только много лет спустя дошел до меня его глубокий смысл: если решил что-то изучить, не спеши ("торопливость бесплодна"), будь терпелив, уйди с головой в учебу, забудь о времени, отданном учебе, но днем и ночью думай о своем предмете, чтобы мысль о нем стала твоей второй натурой. Нередко горячее желание поскорей овладеть мастерством мешает ученику добиться успеха. Понятно, почему мастера боевых искусств не берут в ученики нетерпеливых, торопящихся быстрее добиться цели, не учитывая своих возможностей. Рассказывал учитель и другую историю:
"Ползла как-то многоножка по земле, быстро-быстро перебирая своими многочисленными ножками. Увидел ее червяк и, поздоровавшись, воскликнул:
— Вот это да! Иметь столько ног ,так быстро шагать и не запутаться. Ты просто молодчина!
Никогда еще не приходилось многоножке слышать таких похвал в свой адрес, и ей, разумеется, было очень приятно.
— И то правда, — додумала она, — ведь у меня с обеих сторон по доброй сотне ног, а я свободно управляю ими. Она повернула голову к червяку и проговорила:
— А ты знаешь, почему мне удается шагать сразу всеми ножками? И, не дожидаясь ответа, принялась объяснять:
— Сделаю шаг первой ножкой справа и сразу же делаю шаг первой ножкой слева. — говорила многоножка и показывала червяку, как это делается. Вначале все шло гладко, но через некоторое время все вокруг перепуталось - передняя ножка, задняя ножка, седьмая ножка справа, восьмая ножка слева. Все ножки стали почему-то налезать друг на друга, цепляться одна за другую, и многоножка завалилась на бок".
Ничто не сравнится с той естественностью, которая появляется на вершинах мастерства. Многоножка могла управлять всеми своими ножками .только тогда, когда она делала это естественно, не задумываясь, поскольку это было ее врожденной способностью. Именно этого и следует добиваться, занимаясь боевым искусством, добиваться в борьбе той высшей
.способности, когда руки и ноги становятся вашим послушным орудием, как бы продолжением вашей воли. Такая способность есть не что иное,
„ как условная реакция, доведенная систематическими тренировками до степени инстинкта. На начальных этапах изучения Куен следует внимательно следить за собой и подправлять каждое неверное движение: следить, например, как распределена тяжесть тела в той или иной стойке, каково положение рук, как и в каком направлении перемещаются ноги,
” какой длины должен быть шаг и т.д. Таким образом, постоянно обдумывая и много раз повторяя каждое упражнение, можно добиться истинного совершенства в их выполнении.
Можно, правда, заучивать комплексы упражнений и по-другому — бездумно повторяя их бесчисленное число раз, добиваясь безошибочного выполнения от начала до конца. Однако, заучив хоть сотню комплексов таким способом, вы едва ли сможете применить их в реальной боевой ситуации.
Школа Нят-нам имеет много особенных и оригинальных Куен, каждый из которых содержит многовековой, добытый потом и кровью творческий опыт наших предков. В каждом приеме есть твердое и мягкое, напряженное и расслабленное, пустое и полное, высокое и низкое, дальнее и близкое, подвижное и неподвижное, действительное и мнимое. В природе не существует покоя, нет определенности и трудно предугадать возможные изменения в ней. Так же и в бою. Необходимо овладевать каждым приемом так, чтобы им можно было отразить сотни других.
Таков смысл принципа:" Добиваться качества, не гнаться за количеством".
Понимать многое, отрабатывать конкретное.
.Мастера говорят: "Все в мире имеет предел: и жизнь человека и силы человека. Человеку и 300 лет было бы мало, чтобы достичь истинного мастерства". Значит ли это, что мастера — пессимисты? Нет. В этих словах таится глубокий смысл. Человеку недостаточно одного лишь желания трудиться для познания истины. Он должен максимально сосредоточить свои силы и направить их в нужное русло. Чтобы достичь вершины, нужно правильно выбрать путь и разумно расходовать силы. Тот, кто стремится узнать как можно больше без желания постичь глубину знаний, не достигает вершины познания. Народная мудрость гласит: "Спеши медленно".
Один ученик много лет упорно учился у мастеров искусству борьбы. Однажды он решил, что достиг вершины мастерства, и отразился путешествовать, чтобы найти себе равных и испытать себя. Странствуя, он встретил в лесу старика. Тот сосредоточенно бил руками по дереву, то ускоряя удары, то замедляя их, то усиливая, то ослабляя. Юноша удивился и, подойдя ближе, спросил: "Дедушка, это у Вас тренировка? Чему Вы так можете научиться?" Старик, не обращая внимания на парня и не прекращая удары, спокойно ответил: "Мастерству". Юноша обрадовался. Так радуются, когда находят диковинный алмаз. Он сказал: "Остановитесь на минуту и испытайте свое мастерство в поединке со мной". "Хорошо", — ответил старик. Оба бойца заняли боевые позиции. Старик стоял прямо и уверенно, как старый дуб. Молодой человек маневрировал, демонстрируя отточенную технику движений, меняя стойки. "Я начинаю! " — предупредил старик и после этого молниеносным ударом кулака в грудь сбил молодого человека на землю. Юноша, очнувшись, поднялся на ноги, но снова был сбит уже более легким ударом в голову. После этого старик вернулся к дереву и продолжал тренировку, как будто ничего не произошло.
После второго удара молодой человек встал и с уважением спросил, как ученик учителя: "Дедушка, простите, можно ли задать один вопрос?" " Пожалуйста", — ответил тот.
" Какую технику Вы применили в поединке со мной?"
Старик засмеялся и сказал: "Ничего особенного я не применял. Все просто. Я долго тренирую удар, и он становится сильным и быстрым". Истина всегда проста.
Чтобы обрести мастерство, надо идти от простого к сложному. В сложном надо уметь найти простое, а в простом — сложное. Чтобы овладеть искусством борьбы, необходимо тщательно и многократно отрабатывать множество приемов, изучить и хорошие и плохие стороны каждого из них. При этом каждый занимающийся должен выбрать наиболее приемлемую для себя технику ведения боя, добиться ее понимания и отточенности исполнения.
Молодой человек стремился узнать как можно больше, но не познал глубины изучаемого, а старик тренировал каждый составной элемент, обдумывал его до тонкостей.
Чтобы достичь мастерства, необходимо из огромного объема знаний уметь выбрать свое: свою тактику боя, свой каскад приемов. То есть то, что соответствует вашим силам и способностям. Долгая и упорная работа над ними позволит вам обрести себя, преодолеть себя, свои слабости, овладеть истинным мастерством.
Когда вы сталкиваетесь в боевой ситуации с более сильным противником, используйте принцип: "Понять сложное — применить простое". Это поможет вам легко разобраться в сложном каскаде приемов соперника и применить в ответ обдуманный, наиболее эффективный, тщательно изученный прием. В боевой ситуации силу побеждают ловкостью, осторожностью , точностью и хладнокровием.
Постигать суть, а не форму, овладевая формой, помнить: скорлупа — лишь вместилище ядра.
В древности говорили: "Корни растят крону", или "Лучше добротный материал, чем красивая раскраска". Эти выражения имеют глубокий смысл в обучении борьбе и оценке уровня мастерства учеников, каждый из которых должен прочно усвоить преподносимые для него знания. Любое мгновение может принести победу или поражение, а значит никому и никогда не позволяется допускать в малейшей ошибки в нападении или защите. Мне хорошо запомнился рассказ учителя:
"Какой-то гончар — подмастерье, будучи увлечен красотой своих кувшинов, отделал и разрисовал их так, что даже донца не оставил без раскраски. Но, к сожалению, он не придал должного внимания глине, и, когда доставил их в раскаленную печь для обжига, все кувшины потрескались и пропали". То же и в занятиях боевым искусством: если боец заботится только о красоте поз и стоек, он уподобляется этому гончару. Вышеуказанный принцип советует бойцу, сознавая смысл действий, одновременно обращать внимание на отработку приемов. Если нас не слушаются руки и ноги, то как бы хороши не были наши замыслы, мы
никогда не сможем победить даже малоопытного противника.
| Прежде, чем строить водохранилище, заботятся об источниках воды, способных наполнить его. Поднявшись, эта вода, при умелом управлении, способна выполнять самую неимоверную работу. Ее можно пустить и небольшой речушкой, и грандиозным потоком.
Мастер борьбы — это тот, кто умеет правильно накапливать и распределять свои силы, кто может направить их поток в нужное место, и тогда, подобно водопаду, они способны увлечь за собой камни. В середине этой книги, когда вы встретите общие и дополнительные упражнения, я надеюсь, что вы обратите внимание на точность и расположение применения каждого приема для того, чтобы избежать бездумного автоматизма в своих тренировках.
Сознание рождает действие.
Уже в древние времена борьба являлась не только методом физической закалки тела, не только способом наращивания силы рук и ног, но и способом воспитания Воли, помогающей обрести свое Дао для достижения совершенства. Желающий быть героем в настоящем смысле должен иметь такие качества, как ум и мужество, он должен быть отличным бойцом и, одновременно, поэтом, его отличное знание искусства борьбы должно непременно сочетаться с волей и решительностью. “Сознание рождает действие”-- основной принцип, согласно которому уровень действия соответствует уровню нашего сознания. Ум, наблюдательность, способность к анализу своих действий — вот три качества, необходимые “Стремящемуся” для достижения цели своей жизни.
Мой учитель рассказывал:
"У одного известного учителя было много учеников. Среди них был один ученик, который по прошествии некоторого времени решил, что уже научился всему у своего учителя и попросил разрешения отправиться на поиски нового учителя, чтобы обрести знания нового мастерства. Спустя 15 лет он вернулся к своему старому учителю и сказал:
— Учитель! С тех пор, как я Вас покинул, я достиг высокого мастерства.
— Я рад за тебя. Как называется твое мастерство?
— Учитель! Я могу ходить по воде без всяких предметов.
— Боже мой! То, на что ты потерял 15 лет, я и твои друзья можем делать сразу, и не потеряли на это ни одной секунды.
Ученик не поверил словам учителя, и тот, чтобы убедить его, привел своих учеников к реке и подозвал лодочника, который и перевез их всех на другую сторону. После этого старый учитель сказал:
— Видите! Знание — это море, и если не сделать правильный выбор Пути, то и тысячи лет не хватит, чтобы постичь его. Поэтому скажите мне, если вы на своем Дао будете полагаться на волю случая, сколько десятков тысячелетий вами потратятся?
А вот другой рассказ:
"Один учитель был очень известным мастером в искусстве написания иероглифов. Написанные им слова отличались красотой и легкостью. Однажды приехал к нему в гости поклонник этого искусства и подарил 100 лоскутов парчи с просьбой написать в качестве ответного подарка одно слово. Учитель, обрадовавшись, сразу же захотел показать свой талант перед незнакомцем и своими учениками и приказал им приготовить все необходимое.
После того, как все было готово, он приступил к делу. Учитель поднимал и опускал руки, делал роскошные движения, чтобы написать слово, показывающее его мастерство, но из-за того, что внутри у него горело только желание похвастаться, первые черты получились твердые и некрасивые. Недовольный, он взял другие лоскуты и стал писать другие слова, но чем больше старался, тем хуже получалось. С каждым разом он все больше и больше терялся перед гостем и учениками.
Много десятков лоскутов парчи исписал учитель, но ничего не получалось. Незнакомец и ученики поняли трудное положение учителя и медленно покинули комнату, оставив его наедине с разбросанными неудачными лоскутами. Благодаря тишине, учитель понял свою ошибку и спокойно написал на единственном оставшемся лоскуте парчи слово "Удача". Это было самое красивое и самое живое слово в его жизни."
Вначале учитель неудачно писал слова потому, что его душа была неспокойна, а голова занята множеством мыслей. Он спешил показать себя. Когда же, в конце, он успокоился, забыл свое "Я", то успех не заставил себя долго ждать. Успех всегда сопутствует спокойной душе и просветленному разуму.
Каждая настоящая школа борьбы требует от своих бойцов, кроме физических качеств, утонченности чувств, хорошей памяти и разумных рассуждений.
Нят-нам — одна из таких школ. Поэтому все приемы, содержащие элементы и атаки и защиты, были построены, основываясь на рациональности и простоте. Каждое движение в наших приемах должно быть правильно понято и осознано, чтобы его можно было правильно применить в конкретной ситуации. Наша школа не считает, что учить приемы или Куэн — это самое главное дело, или натренировывать те же приемы до автоматизма всю жизнь. Мы считаем, что приемы и до автоматизма отработанные упражнения, есть средство для прохождения первого этапа обучения. Они образуют основу для дальнейшего развития.
В бою Нят-нам использует ловкость против силы, качество против количества. Тактика школы основана на понимании того, что подвижность постоянно претерпевает различные превращения, неподвижность — инертна, труднее парировать подвижность, легко справиться с инертным противником. Вот почему ваша тактика построена на применении активных контратак, а не пассивной зашиты. Это требует от бойцов быстрой реакции, исходящей от их чувствительности и ума. Нельзя не учиться головой. Только таким образом движение может слиться с сознанием и стать его продолжением в единстве.
Воля и дух нужнее рассуждения.
Школа Нят-нам придает особенно важное значение интеллектуальному развитию своих учеников. Кроме напряженных физических тренировок процесс обучения затрагивает и такие области знания, как психология, анатомия, физиология человека и др. Каждый ученик, желающий добиться успеха, должен постоянно работать над собой, усваивая эти науки. Принцип "Воля и дух нужнее рассуждения" ставит на первое место > в работе. Это, безусловно, не значит, что способность правильно отодвигается на второй плав м что на нее не нужно обращать я. Смысл этого принципа в том, что даже самый светлый ум, способный во всех подробностях усваивать науки, не поможет достичь совершенства, если не подкреплен такими качествами, как воля и дух. Недаром говорят - "собираешь долго — набьешь полную корзину" или "капля за каплей— и кувшин полон". Всем, наверное, известен рассказ о том, как на соревнованиях по бегу упорная черепаха победила хвастливого зайца. Тот же смысл содержит в себе и другой рассказ:
“- А у тебя, старик, видно и вправду есть талант, если так позволяешь себе насмехаться над другими?
— Какое там! Я просто керосинщик, продаю керосин. Самый обыкновенный человек. Разве что керосин умею разливать осторожно, — отвечал спокойно старик.
Музыкант и его ученики громко расхохотались.
— А ну-ка, покажи нам, как ты это делаешь. Тоже ведь талант.
Старик молча достал из кармана монету с небольшим отверстием посередине, тщательно оттер ее от пыли, наложил на высокое горлышко 6идона и, высоко подняв бак с керосином, стал наливать в бидон тонкой струйкой керосин, который равномерно, минута за минутой, тек через отверстие монеты, пока бидон не заполнился. И ни одной капли не упало на землю".
Так, благодаря упорству и любви к своему делу, керосинщик достиг высочайшей ступени мастерства.
В системе упражнений школы содержится набор упражнений базовой техники. И хотя они довольно просты и легко могут надоесть в пронес тренировок, их необходимо упорно и тщательно отрабатывать. Как говорится, "чем прочнее и глубже фундамент, тем выше башня". Поэтому именно в самом начале, при отработке техники рук, техники ног, внешних упражнений, техники перемещения, если ученик не проявит должна старания, трудно надеяться на дальнейший успех.
Чтобы добиться результатов в преподавании и тренировках, школа Нят-нам берет за основу древние методологические способы, которые будут изложены ниже.